ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ ГОСОРГАНОВ ПЛАНИРУЮТ АДАПТИРОВАТЬ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Инициативу проектного офиса стратегии развития Нижегородской области рассматривает Правительство РФ
Федеральные и региональные информационные ресурсы в России планируют сделать доступными для граждан с ограниченными возможностями здоровья благодаря инициативе проектного офиса стратегии развития Нижегородской области. В частности, сайты и приложения ведомств будут адаптированы под программы экранного доступа, которые активно используют незрячие и слабовидящие люди. Программа экранного доступа озвучивает все элементы с экрана компьютера (заголовки, текст, картинки), а также позволяет пользователю перемещаться по странице с помощью функции выбора элементов.
Соответствующие требования к доступности ресурсов госорганов включены в Единую техническую политику (ЕТП) – свод общих принципов, предъявляемых к информационным системам российских ведомств на этапе их создания и развития.
«В проекте документа, который проходит этап согласования в Правительстве РФ, закреплена обязанность следования национальному стандарту доступности цифрового контента. Это важный этап развития инклюзивной среды. В регионе этой теме уделяется большое внимание. Например, с 2021 года в Нижегородской области вводится новая услуга по обучению навыкам свободного владения компьютером, сенсорным смартфоном и сервисами цифровой экономики для инвалидов по зрению», – отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
По словам главы региона, введение единого веб-стандарта доступности для ресурсов госорганов помогает решить задачи нацпроекта «Цифровая экономика РФ», утвержденного президентом РФ Владимиром Путиным.
«Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах госуправления позволит повысить качество жизни граждан, доступность различных услуг, максимально упростить их получение», – добавил Глеб Никитин.
Единая техническая политика включит в себя пять базовых разделов: принципы взаимодействия с пользователем и проектирования будущей системы, государственные услуги и контрольно-надзорную деятельность, межведомственное взаимодействие, управление государственными данными, требования к технологической независимости и надежности информационных систем.
«Требования к открытости и доступности интерфейсов мы включаем в документ, который в значительной степени будет определять правила и принципы создания и развития информационных систем органов власти в ближайшие годы. Это значит, что все вновь создаваемые электронные ведомственные сервисы, в том числе сервисы электронных госуслуг, должны будут им соответствовать», – отметил заместитель директора департамента развития архитектуры и координации информатизации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Карапузов.
«Мы благодарны, что в Минцифры РФ обратили внимание на нашу инициативу. Прямую отсылку в Единой технической политике к свежей версии ГОСТа по доступности цифрового контента рискну сравнить с принятием сводов правил, которые применяются в архитектуре и благоустройстве. ГОСТ – это рамочный документ, но он дает заказчикам и разработчикам понимание базовых принципов равного доступа к цифровым сервисам. Теперь унифицированные государственные информационные системы зададут тренд для отрасли», – подчеркнул проектный менеджер отдела «Доступная среда» в АНО «Проектный офис стратегии развития Нижегородской области» Илья Лебедев.
Напомним, Глеб Никитин входит в состав совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации. Глава региона неоднократно подчеркивал, что для Нижегородской области цифровизация является абсолютным приоритетом.
Нацпроект «Цифровая экономика» включает в себя семь федеральных проектов: «Регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление» и «Искусственный интеллект». Ключевые цели нацпроекта – развитие цифровой экономики, создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, перевод госорганов и организаций на использование преимущественно отечественного программного обеспечения, рост числа отечественных разработок в области искусственного интеллекта.