Создание мультимодального логистического центра предложили включить в стратегию развития Нижегородской области

       В Нижнем Новгороде прошла одна из заключительных отраслевых экспертных сессий по актуализации стратегии развития Нижегородской области. На встрече по теме «Инфраструктурное развитие: дороги, транспорт», прошедшей на Горьковском автомобильном заводе, собралось более 70 экспертов.

         Обновление стратегии проводится по предложению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина.

       «При формировании стратегии пять лет назад жители и эксперты обозначили много задач, связанных с развитием дорожного хозяйства и транспортом. Мы поставили перед собой амбициозные задачи как по созданию новых объектов, так и по обновлению существующих дорог. Национальный проект «Безопасные качественные дороги», стартовавший по инициативе президента России, позволил добиться беспрецедентных объемов и выстроить эффективную систему планирования и выполнения дорожных работ в короткий сезон, с достижением максимального объема и качества. Кроме этого, привлекаем на данные цели ресурсы других программ и проектов, например, «Вам решать!». Вот уже три года Нижегородская область занимает лидирующие позиции среди всех регионов России по объему выполненных дорожных работ. Введены в строй крупные объекты, идет реализация ряда проектов. Не менее важно обновление общественного транспорта. В Нижнем Новгороде строятся новые станции метро, ведется модернизация наземного электротранспорта, планируется масштабное расширение маршрутной сети. Активно обновляем автобусный парк в муниципальных округах региона. Такой объем работы было бы невозможно выполнить без стратегического планирования и без поддержки жителей. Сейчас важно завершить, что начали, и определить новые цели. Движение в этом направлении останавливаться не должно», — сказал Глеб Никитин.

       За счет федеральной целевой поддержки за шесть лет, с 2018-го по 2022 год, региону удалось приобрести 820 автобусов (за счет федеральной поддержки, по нацпроекту и лизинговой программе Минпромторга). Как отметил в ходе стратсессии заместитель губернатора Сергей Морозов, благодаря специальным казначейским кредитам в 2023 году районы Нижегородской области получат еще более 300 единиц техники.

       «Я согласен со словами губернатора Глеба Никитина о том, что для нас очень важно не сбавлять темпы и придерживаться комплексного подхода в части развития дорожной инфраструктуры и транспорта. У нас огромное количество дорог – почти 33,5 тысячи километров. Пять лет назад в нормативном состоянии находилось менее 30 процентов. За эти годы мы восстановили почти 5 000 км дорог, а объем финансирования удалось увеличить в 10 раз. В течение 2023 года отремонтируем еще 1 000 километров. Напомню, что наш регион пользуется всеми представленными в стране инструментами для развития сети дорог и общественного транспорта», — отметил Сергей Морозов.

       Особое значение для комфорта жителей и экологической безопасности региона имеет развитие электротранспорта. В феврале 2023 года в Нижнем Новгороде вышел в рейс первый трамвай «МиНиН», произведенный на совместном нижегородско-белорусском предприятии в Ворсме Павловского района. До конца 2026 года планируется закупка 170 новых трамвайных вагонов, что вместе с обновлением 149,3 км трамвайных путей и 15 тяговых подстанций позволит увеличить скорость движения трамваев на 45%.

       В текущем году в регионе также по проекту комплексного развития электротранспорта на дороги вышли 180 электротакси, было установлено 62 зарядные станции. До конца года планируется приобрести 120 электробусов, которые на ряде городских маршрутов заменят изношенные троллейбусы. Планируется, что технику изготовит в том числе «Группа ГАЗ».

       «За пять лет, прошедших с момента начала реализации стратегии развития Нижегородской области, мир сильно изменился. Мы, в частности, столкнулись с такими вызовами, как пандемия и необходимость глобального импортозамещения. Губернатор Глеб Никитин поставил задачу проанализировать актуальность стратегического документа, который создавался в 2018 году, оценить наши достижения, определить ключевые вызовы. Сегодня нам предстоит понять, на чем нужно сконцентрировать усилия и ресурсы в первую очередь, какие нестандартные решения задач мы можем предложить. При этом губернатор поставил важное условие – мы ни в коем случае не должны опускать планку наших целей и ориентиров», — сказала председатель экспертного совета по реализации стратегии развития, первый заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Ольга Щетинина.

       Участники сессии предложили интегрировать в обновленную стратегию проект развития инфраструктуры скоростного пассажирского флота. Речь идет, в частности, о создании заправочных пунктов на воде и досмотровых павильонах.

       «Перед нами стоит задача развития нашей маршрутной сети, выполнения рейсов в другие регионы. Сейчас у нас есть лишь одна заправочная станция для судов на подводных крыльях – в Нижнем Новгороде. Необходимы дополнительные пункты, например, в районе Васильсурска и на Горьковском водохранилище», — отметил руководитель ООО «Водолет» Никита Итальянцев.

       Эксперты уверены, что это особенно актуально для Нижегородской области, ставшей флагманом восстановления скоростного пассажирского сообщения на Волге и Оке. Уже сейчас нижегородские суда на подводных крыльях «Валдай 45Р» выполняют рейсы в четырех регионах. В 2023 году в распоряжение оператора «крылатого» флота приволжской столицы – компании «Водолёт» – поступит первый 120-местный «Метеор», что позволит расширить географию скоростных путешествий еще на пять регионов.

       Один из предложенных проектов был посвящен модернизации построенных ранее судов на воздушной подушке (СВП). Дело в том, что они обладают рядом существенных преимуществ, например, могут эксплуатироваться 10-11 месяцев в году, а двигаться – в 1,5-2 раза быстрее судов на подводных крыльях. Чтобы обеспечить надежность таких перевозок, эксперты предложили эти суда «доводить до ума», используя обмен конструкторской документацией между разными КБ и нижегородскую испытательную базу.

       В ходе встречи специалисты также выдвинули идею создания в Нижнем Новгороде мультимодального логистического центра (железная дорога – река – автодороги). Суть проекта заключается в консолидации экспортных и импортных грузопотоков в одном месте. Такой универсальный узел поможет разгрузить сухопутную транспортную инфраструктуру, а также снизить стоимость грузоперевозок, что позволит пользоваться услугами центра малому и среднему бизнесу.

       Как отметил Сергей Морозов, развитие логистического потенциала Нижегородской области – это стратегическая задача, учитывая, что регион находится на пересечении транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад».

       Также участники стратсессии обсудили вопросы безопасности как пешеходов, так и автомобилистов. По предварительной оценке, около 4 000 км дорог внутри населенных пунктов Нижегородской области должно быть оборудовано тротуарами. Выполнение этого требования позволит надежно развести потоки пешеходов и автомобилей. Этот процесс должен идти одновременно с установкой систем уличного освещения.

       Кроме того, было предложено внедрить единые стандарты обслуживания нового пассажирского транспорта для всех автотранспортных предприятий — сервисное обслуживание и сопровождение парка транспортных средств на всех этапах жизненного цикла (контракт жизненного цикла). Это, по мнению экспертов, будет способствовать улучшению качества пассажироперевозок, повышению уровню безопасности движения и комфорта пользователей транспортной сети региона. Пилотный проект предлагается запустить в «Нижегородпассажиравтотрансе».

       Увеличить набор водителей и упростить саму процедуру их приема на работу, по мнению экспертов, поможет создание на базе автотранспортных предприятий учебно-производственного комбината.

       Еще одна идея, представленная на встрече, касалась создания сети перехватывающих парковок. Так, было предложено организовать стоянки на въездах в город, чтобы жители пригорода могли там оставлять свои автомобили и пересаживаться на общественный транспорт. А для жителей областного центра предполагается создание парковок на выездах из крупных жилых массивов. Для пользователи таких стоянок можно было бы разработать льготный тариф поездок на общественном транспорте. Сергей Морозов отметил, что подобный опыт очень хорошо показал себя в городе Бор, где перехватывающая парковка расположена рядом со станцией канатной дороги. 

       Также в ходе стратегической сессии была предложена инициатива «Зеленый коридор», предполагающая приоритет проезда общественного транспорта (интеллектуальные транспортные системы, выделенные полосы, ликвидация заторов на улично-дорожной сети).

       «Сегодня мы опять увидели коллективный труд, направленный на повышение качества жизни нижегородцев. Каждый эксперт вкладывает определенные знания в свои проекты. Главное – обобщить предложения. Не все они требуют серьезных бюджетных вливаний и длительных сроков реализации. Нередко это вопрос систематизации, перенаправления средств, выбора приоритетов», — отметил председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков.

       Предложения экспертов будут проанализированы, после чего их учтут при разработке обновленной стратегии Нижегородской области.

       Напомним, с июня 2023 года в Нижегородской области состоялось 13 стратегических сессий в различных отраслях, а также 58 запланированных территориальных сессий. Финалом масштабной работы по обновлению стратегии станет региональный форум «Вместе мы можем больше», где итоги стратегических сессий представят губернатору Глебу Никитину и нижегородцам.

Фото: Никита Духник