ЖИВИ ГАЗЕТА ДЛЯ ЛЮДЕЙ И С КАЖДЫМ ГОДОМ МОЛОДЕЙ

Вместо предисловия

По образному выражению, сказанному уже не раз и не два за долго до меня, районная газета – это окно в окружающий нас мир. И пусть это окно не так уж и велико, как и тот самый мир, на который мы смотрим через него. А мир этот дорогие сердцу и душе вадчан окрестности: рощи, овражки, перелески, поля, речки, родники, наши сёла, деревни и многое, многое другое. А также люди, населяющие всё это пространство родное и близкое, именуемое нашим родным названием — Вадский район. Район постарше газеты и это естественно и логично. Сначала район, а потом уже подробности его существования. И всё это в нашей местной газете «Восход».

С давних пор, в связи с родной газетой, для меня стали знаковыми дни недели: вторник, четверг, суббота. Таков был график газеты, выходила именно в эти дни. И каждая встреча со свежей газетой была ожидаемой и желанной. Неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом, но по-прежнему вторник, четверг и суббота – три раза в неделю, всё чётко и обязательно, Но мир изменчив и вот газета стала выходить два раза в неделю, стали знаковыми для нас среда и суббота. При этом, объёма своего газета не теряла, а количество информации не убывало. Два её номера составляли из 12-ти полос, как говорят газетчики.

Менялись лица, имена, устои, эпохи, менялась сообразно времени и газета: обновлялся шрифт, начертания названия газеты, росло число колонок. В настоящее время газета выходит в цветном исполнении, выходит уже один раз в неделю, и снова знаковый день – пятница. Редко, но метко. По давней традиции читаем газету частенько вслух, всей семьёй. В настоящее время нет недостатка в информировании населения из разных средств связи. Эту информацию называют потоками. Они идут с телеэкранов, с полей интернета, с множества радио­станций, но в первую очередь мы отдаём предпочтение нашим новостям, идущих из районной газеты. Они близки нам и понятны, задевают постоянно за живое: будь то вести с полей, зарисовки о людях, репортажи с производственных участков и прочее и прочее. Ждём каждую газету, т.е. пятницу. Как газета, так и пятница. Согласно возрасту, у нас постоянно режим ожидания, что же нам остаётся? Ждём газету, пенсию, а также приезда детей и внуков на выходные. Чувство ожидания «Восхода» можно считать здесь на равных.

От души поздравляем с замечательным юбилеем редколлегию и технический персонал газеты «Восход», желаем здоровья и творческих успехов.

С районной газетой «Восход» впервые я познакомился в августе 1970 года. Как сейчас помню: 17 августа, понедельник, и в руках у меня была субботняя газета, т.е. за 15 число. Почему так точен? Это для достоверности, так как связь моя с этим средством массовой информации тянется долгие, долгие годы вплоть до настоящего времени, а уж этой дружбе более 50-ти лет. В далёком уже 70-ом, в том самом месяце августе, я был направлен на работу в школу. Причём поначалу намечалось село Дубенское. Правда на следующий день в РОНО меня перенаправили в Свободу.

Итак, для того чтобы кое-что узнать о селе, я приобрёл газету в райцентре. Поселился я в Вадской гостинице, так как за один день не управился с тем, чтобы доехать до назначенного места. Такие были скорости тогда. Пришлось заночевать. Где уж я нашёл районную газету, не помню. Не зашёл же я в редакцию, время-то было позднее, 5 или 6 часов вечера. Может киоск работал, где продавались печатные издания? Тогда ведь было не так, как сейчас, сейчас и в городе-то не сыщешь газетного киоска. Всю газету просмотрел от начала до конца. Совхоз «Дубенский» был не на последнем месте, среди соревнующихся хозяйств по уборке хлеба, а также по надою молока, производству мяса и пр. Всё это я вычитал из неё, из той самой районной «вестницы». Тут же мне стали известны и некоторые фамилии сельчан, об окрестных сёлах и деревнях кое-что вычитал. Короче говоря, вооружился некими знаниями, а ведь они необходимы, я же впервые оказался в Вадском районе, всё мне было интересно. Как я уже сказал выше, меня перенаправили в Свободу, куда я и поехал с добрыми напутствиями А. В. Синядьёвой, тогдашней зав. РОНО. Газета меня и там нашла, но точнее сказать я сам её нашёл, поскольку и раньше постоянно следил за местной прессой, в частности, за « Арзамасской правдой», был всегда активным читателем её и даже чуточку сотрудничал.

Так называемое сотрудничество, забегая вперёд, продолжилось у меня и с «Восходом», писал заметки о школьной жизни, о комсомольских делах, поскольку был комсоргом в Свободе. Публиковал заметки в дни юбилеев писателей: о В.В. Маяковском помню, о Н. Некрасове, помню зарисовку на 250-300 строк об Александре Алексеевиче Токарёве, знатном механизаторе колхоза. В начале 70-ых он был ещё 20-ти летним пареньком, но показывал образцы в трудовой деятельности. В октябре 70-го года отважился послать свои стихи, конечно же об осени, как это принято у местных авторов. В газете получилась подборка из нескольких моих творений. Это окрылило меня, что называется. Тем более сразу же после этого пришла ко мне в Свободу записка от работника газеты – зав. сельхоз­отделом В.В.Тужилкина, в которой он просил меня рассказать о себе: откуда я родом, сколько мне лет, как давно интересуюсь поэзией. Не скрою, что я готов был поделиться своими подробностями в биографии и понял, что с этих позиций можно начать сотрудничество. Это было в моих интересах. Во мне зрели ростки будущего селькора. Будучи на Ваду, ведь частенько приходилось ездить в райцентр по разным делам, заходил в редакцию газеты. Редактором был Н. А. Малухин. Таким образом я подружился с некоторыми сотрудниками газеты: конечно же, с В.В.Тужилкиным, с П. С. Беззубовым, с фотографом Хуртиным. Подолгу сиживали, разговаривали, шутили. В этой дружбе я усматривал как бы некий свой интерес. Поскольку эти интересы были общими, они касались наших сочинительских дел, стихотворчества. В то самое время, лично для меня, сложились так обстоятельства, что я в 1973-74 учебном году работал уже в Крутомайданской школе, продолжал захаживать к своим друзьям в редакцию.

В редакции тогда сложилось такое положение: не хватало работников, бывает же такое, и не только в редакциях районных газет. В разговорах затрагивалась тема: дескать приходи работать к нам. И это повторялось не раз, по началу в тесном кругу вроде шутки, а потом к этому разговору подключился и редактор. А эту должность тогда занимала Мария Александровна Володина. После этого ко мне пришла мысль по серьёзному задуматься, а не пойти ли мне в самом деле поработать в газете. Так я и сделал. В июне ушёл в отпуск, как это положено учителям, почувствовал некоторую свободу, тогда и пришёл я в редакцию в качестве литсотрудника. Тут же сразу и скажу, что мне пришлось поработать в течение одного года, а воспоминаний об этом на всю оставшуюся жизнь, как говорится. Я побывал за это время во всех уголках района, не так уж обширного, но всё-таки. Познакомился не с одним десятком людей: с механизаторами, животноводами, специалистами сельского хозяйства, с сельскими учителями и прочее. Много пользы мне было от этого. Наловчился брать интервью, как это водится у корреспондентов местной прессы. Шофёром у нас в редакции работал Ю.И.Червяков, не премину здесь рассказать и о нём. Вместо интервью он называл в шутку инвертю. С ним-то вот мы и объездили весь район. Надо прямо сказать, что он понимал нашу работу, иногда сочувствовал и даже «пособлял» в некотором смысле. Бывало тактично помалкивает при живом разговоре работников газеты с героями будущих зарисовок, а то и вставит слово, два, конечно же для пользы дела. Он был из местных, порядком знал традиции, бытующие в своём районе, и людей многих знавал. Любил наши командировки, когда мы ездили по деревням и весям. Характерно было для него то, что он сопереживал нам в нашей работе, радовался успехам и огорчался, когда что-нибудь не ладилось. Нам ведь приходилось сталкиваться и с другой категорией шоферов, которых, как правило, занимала техническая сторона дела, т.е. состояние автомобиля, дороги поругивали да так, что и не до нас им было, а с Юрием Ивановичем другое дело. Он иногда даже запоёт в кабине под настроение, обращал внимание на красоту родных мест по которым катался и зимой и летом, посуху и по грязи. Это от него я услышал местную поговорку:  «Шадрино, да Войново не видно свету вольного», потому как дороги-то в то время были в основном немощёными. До сих пор с ним дружим, созваниваемся, нет-нет, да и услышу от него когда-то сочинённую прибаутку: хороша же эта штучка – межрайонная летучка. Приходилось ему видимо бывать на журналистских слётах в разных районах.  Читатели наши вероятно заметили, что в своём рассказе я немало уделил места работе водителя. И это не случайно, поскольку успешная деятельность редакции во многом зависит от нормального, ничем не осложнённого транспортного обеспечения, выражаясь деловым языком. И такое положение должно быть всегда неизменным.

Запомнились ответственные публикации в районной газете. Было это весной в мае месяце 1975 года. Мне было дано задание организовать репортаж с районного соревнования пахарей. Съехались из всех совхозов и колхозов района опытные механизаторы, специалисты сельского хозяйства, работники районного сельхозуправления, работники райкома партии и др. Соревнование проходило на поле стрельского колхоза. Всё было очень хорошо организовано, так как много ответственных людей готовили это мероприятие. И всё это надо было описать, передать так сказать всю энергетику этого действа. Репортаж о районном соревновании пахарей занял весь разворот нашей газеты, вторую и третью страницы. И заголовок был соответствующий, кажется из стихотворения известного поэта Сергея Викулова: «Всему начало плуг и борозда». Помню все подробности об этом до сих пор.

Были и казусы, как говорится, куда же без них? Дело то молодое, неопытность под рукой у нашего литсотрудника. Так вот: однажды под рубрикой вести с полей, как это было принято тогда, написал я о работе свободинских и новосельских женщин, работавших на картофельном поле колхоза «Красный штурмовик». По моему написанному утверждению сообщалось в памятной информации, что женщины поработали на уборке картофеля на славу и собрали рекордный урожай. Каждая из них собрала к концу дня аж по 70-80 центнеров картошки. Так было и сообщено мной, и всё это попало в газету. Бывает же такое: то ли по недомыслию, то ли по недосмотру эти цифры проскочили в газету и вышли в свет. А ведь я их «рекорды» преувеличил в 10 раз или как сейчас говорят на порядок. В общем, лихо отцифровал заслуги своих односельчанок. Валентин Иванович Сизов, бывший председатель колхоза, наверняка забыл этот инцидент, а я до сих пор помню и думаю, что вряд ли забуду когда. Конечно же, Валентин Иванович поделился с моим редактором о своих «рекордсменках» из Свободы и Новосёлок. Пришлось поправить и «репортёра», и ту самую весточку с полей. Нелегко мне было, но всё пережито.

Я бы ещё много мог рассказать о работе в газете, хватало всякого, и хорошего, иногда не очень, но больше помнится конечно же хорошее, доброе и полезное. Во время работы я постоянно чувствовал благорасположенность ко мне со стороны В.В.Тужилкина, впоследствии В. В. Макарова, с которым мы работали в одном кабинете, отличным  фотографом был у нас в редакции С. И. Патрин, много в работе нам помогала Л. И. Дубинкина. Она верстала нашу газету, была замечательным её дизайнером. До сих пор общаемся с ней по интернету, сейчас она живёт в соседнем районе. Запомнился по работе Н. Н. Соловьёв, он был опытным журналистом среди нас, со специальным образованием. Я повторюсь, что работал в газете один год, а воспоминаний хоть отбавляй. Ушёл я из газеты не потому что не понравилась работа, а подводило здоровье. А ведь работа журналиста предполагает большую активность, мобильность так сказать, активное общение. Тут же замечу, до звания журналистов мы может быть и не тянули, но тем не менее, старались иногда изображать нечто. Безусловно, что тяжеловато мне было порой с учётом, как я уже сказал, неважного здоровья, и я вернулся в школу.

Связь с газетой держу до сих пор: посылаю свои заметки, стихи, иногда поправлять их приходится, вдогонку. Видно старею с годами. На днях как-то звоню редактору по поводу отосланного уже материала, с тем, чтобы поправить кое-что: строчку там или слово заменить, до выхода газеты в свет. Вместе с ним поправляем, тут же говорю ему: «Хорошо мне с вами – взяли и поправили», а он мне в ответ: «А нам с вами». Конечно же, под словом «с вами» он имел ввиду всё наше селькоровское сообщество, тех, кто сотрудничает также, как и я с нашей газетой.

Большую подшивку районных газет имею у себя, где в каждой из них мои зарисовки, стихи, заметки и прочее, целый фолиант получился, не тоньше чем «Война и мир» Л.Н.Толстого, честное слово.  Есть подшивка уменьшенного формата. Раньше что я делал по неопытности: беру газету с моей корреспонденцией, вырезаю её и складываю эти самые «постригушки», уж потом-то я сообразил, что надо всю газету подшивать вместе с моими публикациями. Этим самым, я как бы запечатлеваю время, в которое жил и «творил» и вся газета того времени со мной. Мой фолиант носит название «от Восхода до Заката». Слово закат я отношу здесь на свой счёт, все мы не вечны, так сказать. Пока живу буду дружить с газетой. У «Восхода» же век пусть будет нескончаемым, где 90 – там и 100, где 100 – там и …. Короче: живи, газета, для людей и с каждым годом молодей.

Б. Трусов, с.Свобода